’охлома

ѕосмотреть ассортимент


»здавна люди мечтали создавать прочную и красивую посуду.  ’охлома славилась производством дерев€нной золоченой посуды:  ковшами, ложками,  раскрашенными разноцветными красками и золотом.

ƒерев€нна€ посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. ћногие мастера в наше врем€ пытаютс€ сохранить искусство своих предков. ћожно предположить, что подобие хохломской росписи можно создать своими руками.  

’орошо если в каждой русской семье будет образец древнего народного прикладного искусства.


’охлома— старинное село, затер€вшеес€ в глуши дремучих заволжских лесов. ¬месте с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

¬первые упоминание об этом селе встречаетс€ в документах XVI века. ≈ще при »ване √розном о ’охломе знали как о лесном участке под названием «’охломска€ ”хоже€». ¬ XVII веке р€д селений вместе с ’охломой перешли во владение “роице-—ергиева монастыр€, расположенного недалеко от ћосквы (ныне город «агорск). ¬озможно, уже в это врем€ зародилось в ’охломе производство дерев€нной золоченой посуды, так как в документах монастыр€ упоминаютс€ ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
ƒерев€нна€ посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. 

Ќо пользоватьс€ неокрашенной дерев€нной посудой неудобно: древесина впитывает в себ€ жидкость, быстро загр€зн€етс€. «аметили, что промаслившиес€ стенки сосудов легче моютс€, посуда дольше сохран€етс€. “огда-то, веро€тно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льн€ным маслом. ќлифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Ётот состав, примен€вшийс€ иконописцами дл€ предохранени€ живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.

¬ цел€х экономии дорогосто€щего золота мастера ƒревней –уси закрашивали фон иконы серебром. «атем, после окончани€ живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льн€ного масла, и прогревали в печи. ѕод вли€нием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
–осписью посуды занимались кресть€не, жившие в деревн€х, расположенных вокруг ’охломы: Ќовопокровское, —Ємино, ’р€щи и  улигино. ѕервые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимис€ здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. —реди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. ќни-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.
ќсобенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские издели€ через Ќижегородскую €рмарку расходились по всей –оссии, вывозились в страны јзии и «ападной ≈вропы. ќни привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. ѕри этом издели€ были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. ќт гор€чей пищи посуда не мен€ла цвета, не тер€ла своей красивой росписи.


 ак же это достигалось?

“ехника хохломской окраски св€зана с гор€чей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. –абота эта очень трудоемка. –осписью украшали главным образом разные виды дерев€нной посуды, изготовл€вшейс€ окрестными кресть€нами. Ѕелые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, котора€ закрывала поры дерева. Ёто делалось дл€ того, чтобы древесина не впитывала в себ€ масло, которым обрабатывались издели€ в дальнейшем.
Ёти предметы после просушки мазали сырым льн€ным маслом и ставили в печь на всю ночь. «атем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Ёту операцию повтор€ли три-четыре раза. ѕроолифленные предметы были готовы к полудке.
ќднако дл€ украшени€ посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. ѕоэтому вместо серебра хохломские художники стали примен€ть олово. –астира€ его в порошок, удобный дл€ нанесени€ на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой издели€ и снаружи и изнутри.